СТРАХОВАНИЕ

Главная -> Cтатьи -> Авария СШГЭС: многосерийная история

Авария СШГЭС: многосерийная история

Авария СШГЭС: многосерийная история

Со дня страшной аварии на Саяно-Шушунской ГЭС прошло 2 месяца, а ситуация не становится менее волнительной. До сих пор проблемы и вопросы, вызванные аварией, активно обсуждаются страховщиками, банкирами, энергетиками и представителями Правительства РФ. И судя по всему, споры и дискуссии еще долго будут занимать наши умы. Ведь почти каждый день ситуация поворачивается новой гранью и вызывает всплеск эмоций.

Кроме самого факта аварии, первое, что вызвало волну недоумения в страховом сообществе, это удачно завершенный тендер на страхование имущества (в т.ч. и СШГЭС) и сотрудников ОАО «РусГидро», документы на участие в котором готовились страховщиками еще до аварии. Очевидно, что наступление страхового случая такого масштаба коренным образом меняет рискованность объекта, и принятие его на страхование в дальнейшем не возможно без учета этих событий. И это очень хорошо понимали сотрудники РОСНО, предложив руководству «РусГидро» вывести СШГЭС из лотов тендера. Свои заявки на участие в тендере они соответствующим образом откорректировали. Однако тендер был проведен без изменения лотов, до завершения расследования обстоятельств и причин катастрофы, до официального отчета Ростехнадзора. По результатам этого тендера продолжить сотрудничество с РОСНО было решено только в сфере страхования персонала, а страхование имущества передать в Капитал-Страхование.

Является ли это решение целиком и полностью результатом конкурентной борьбы тарифов? Сложно сказать какие цифры были в конвертах с предложениями страховщиков, но ходят слухи, что страхование на 2010 год в Капитал-Страхованиb обойдется «РусГидро» дешевле, чем страховка на 2009 год в РОСНО. Это было бы абсолютно нормально и понятно не будь аварии. Не потому ли руководство «РусГидро» и торопилось завершить тендер, пока нет официальных отчетов о причинах, пока не подсчитан окончательный ущерб? Самое простое в такой ситуации – сменить страховщика, избежав повышающих коэффициентов у старого партнера.

Не мудрствуя лукаво к такому методу «экономии» издержек прибегают многие виновники ДТП, ущерб за которых компенсировала страховая компания по полису ОСАГО. Пришел к другому страховщику, подписал заявление об отсутствии убытков и не только не надо платить повышающий коэффициент, но еще и скидку получишь. Конечно, есть вероятность, что вычислят обман, но она так мала (спасибо миллионам полисов и отсутствию единой базы данных).

Но в ситуации с аварией на СШГЭС вероятность, что новый страховщик будет знать о наступившем страховом случае, равна 100%. Выходит, что желание заполучить крупного клиента заставляет страховщиков отбросить эту информацию при разработке предложений. Т.е. масштаб трагедии в борьбе за страхователя значения не имеет – принцип един и для мелких полисов ОСАГО, и для крупных контрактов с миллионами долларов ответственности.

Или линия рассуждений несколько иная: масштабные аварии случаются достаточно редко, и этот риск уже реализован. После аварии будет проведен ремонт, обновлено оборудование, ужесточены меры технического контроля и безопасности, что делает объект более привлекательным с точки зрения страхования, а все выплывающие повреждения и сбои в работе можно списать на последствия прошедшего страхового случая и отсылать за компенсацией к предыдущему страховщику.

Следующим основанием бурных диспутов стали причины аварии. Сразу после аварии вариантов было озвучено много, но самой жизнеспособной версией выглядел гидроудар, отягощенный изношенностью оборудования на фоне повышенной интенсивности эксплуатации станции. Официальное заключение Ростехнадзора обнажило еще более глубокие проблемы. Высокий процент изношенности основных фондов сегодня никого не удивляет, и попустительство при проведении технических проверок на предприятиях воспринимается как данность, но тот факт, что в отчете озвучена вина высокопоставленных чиновников, принявших СШГЭС в эксплуатацию с нарушениями и оговорками, удивил многих.

На поверку судьба многострадальной ГЭС, 20 лет не принимаемой к эксплуатации, еще плачевнее, если учесть что многие штатные специалисты указывали на необходимость капитального ремонта, а руководящие и надзорные органы знали о конструктивных недостатках СШГЭС, но не предприняли мер для их своевременного устранения. Таким образом, при внимательном подходе к делу очевидность аварийной ситуации не вызывает сомнений, и лишь вопрос времени когда же это случится.

Но, как говорится, пока рак не свистнет – мужик не перекрестится, и много лет из станции выжимали прибыли, не задумываясь о последствиях. Технадзор проводил проверки, страховщики принимали объекты на страхование, а люди рисковали жизнями. В итоге, дорогую цену пришлось заплатить, чтобы привлечь внимание Правительства и надзорных органов к техническому состоянию ГЭС в России. Источник: www.o-strahovanie.ru