СТРАХОВАНИЕ

Главная -> Cтатьи -> И снова свистнул рак…

И снова свистнул рак…

И снова свистнул рак…

Большинство законодательных инициатив в этом году в сфере страхования, так или иначе, были связаны с одной основополагающей страховой категорией, которая одновременно отражает уровень социального и экономического развития общества и гражданского государства. Речь идет о признании на высшем уровне ценности жизни каждого отдельного гражданина не только в качестве положений конституции государства, но и в конкретной и, что еще более важно, адекватной денежной сумме.

Нам давно пришлось признать, что важно не просто на словах признавать бесценность человеческой жизни, но и оказывать реальную помощь пострадавшим в техногенных катастрофах гражданам, а не откупаться от них смехотворными компенсациями.

После каждой катастрофы вопрос адекватности оценки человеческой жизни поднимается и прессой, и законодателями, однако пока лишь пассажиры самолетов могут рассчитывать на выплату до 2 млн. рублей. В остальных случаях суммы редко исчисляются даже сотнями тысяч рублей.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС вернула страну к обсуждению ответственности владельцев опасных объектов, авария с Невским экспрессом – поставила вопрос об ответственности ж/д перевозчиков, ежедневные автокатастрофы буквально кричат о нехватке страховой суммы по ОСАГО, а трагедия в ночном клубе г.Перми заставляет задуматься об ответственности организаций перед посетителями, особенно в случаях с массовым скоплением людей.

Каждый раз, включая телевизор, отрывая страницы газет или новостные сайты, нам приходится сталкиваться с печальной статистикой, со сломанными человеческими жизнями и судьбами. И кроме сочувствия мы им пока, увы, ничего не можем предложить.

Все изменения, касающиеся этого важного обстоятельства, находятся в стадии обсуждения уже не первый год. 23 декабря директор департамента финансовой политики Минфина А. Саватюгин в очередной раз подтвердил решимость министерства довести начатое до конца. Все стороны полностью солидарны необходимости законодательных изменений. Что же тогда останавливает государство от последнего шага? Оказывается все, как всегда упирается в деньги. Увеличение признанной стоимости жизни граждан до 2 млн. рублей влечет за собой серьезные финансовые траты, формирование нового денежного потока, направленного из разных отраслей в страховые компании. До сих пор многим виделось в этом лоббирование интересов страховой отрасли, желание страховщиков «заработать легких денег». Однако один действующий проект ОСАГО наглядно демонстрирует, что легких денег здесь нет.

Увеличение стоимость жизни пассажиров и пешеходов, пострадавших в ДТП, неизбежно приведет к увеличению тарифов ОСАГО, причем более существенному, чем это было в марте 2009 года. По здравой оценке приходится признать, что у населения в период кризиса элементарно нет средств выдержать увеличение нагрузки. И решение о росте тарифа может спровоцировать такую же бурную реакцию, как и рост транспортного налога. Поэтому в этом направлении пока приходится отказаться от пересмотра стоимости жизни.

Решение вопросов оценки жизни и здоровья третьих лиц при страховании опасных производственных объектов и гидросооружений также наталкиваются на преграды. Внимательно изучив положения законопроекта и сверившись со списком подлежащих страхованию объектов, Минфин выяснил, что в большинстве своем страхователем придется выступить государству. А это значит, что в бюджетах всех уровней придется выделить серьезные суммы на уплату страховых премий. С этой позиции становится очевидно, что велик соблазн сократить расходы до минимума, но при снижении премий, страховщики будут бороться за снижение лимитов ответственности. Если же страховые суммы будут назначены слишком малые, то свою социальную роль закон не выполнит, и государству придется в критической ситуации принимать экстренные решения о материальной помощи пострадавшим и их родственникам. В какую сторону качнется чаша весов пока не ясно.

На этом фоне вполне жизнеспособно выглядят инициативы ФССН по увеличению страховой суммы для перевозчиков пассажиров всеми видами транспорта до 2 млн. рублей как в авиаперевозках. Здесь среди собственников преобладает частный бизнес, поэтому его затраты на страхование не так пугают представителей власти. Поэтому не будет удивительным, если Законопроект о пассажирских перевозках будет принят быстрее, чем Закон об ОПО. Источник: www.o-strahovanie.ru