СТРАХОВАНИЕ

Главная -> Cтатьи -> ОСАГО: благие цели и неутешительные результаты

ОСАГО: благие цели и неутешительные результаты

ОСАГО: благие цели и неутешительные результаты

ОСАГО – один из первых в России примеров социального страхового закона, который принимался, чтобы защитить всех участников дорожного движения от материальных убытков при аварии. Но кроме прямого возмещения материального ущерба пострадавшей стороне, в законе заложены другие социальные задачи. Одной из глобальных целей, преследовавшихся при введении института обязательного страхования автогражданской ответственности, было создание эффективного инструмента для снижения количества аварий. В теории, законопослушный водитель, не причиняющий ущерб другим участникам движения, платит с каждым годом все меньше, в то время как виновники аварий и убытков наказываются серьезными повышающими коэффициентами. Все это, по мнению законодателей должно было улучшить статистику аварий на российских дорогах.

И вот закону ОСАГО уже 6 лет. Можно подводить неутешительные итоги. На практике экономическое стимулирование безаварийной езды выразилось в малоэффективном механизме скидок и надбавок, который при желании позволяет не только избавиться от повышающих коэффициентов, но и получить скидку, словно убытка и не было. Осознание этой ситуации привело к тому, что многие водители стали небрежнее относится к самому факту ДТП. Психологическая уверенность в компенсации чужого ущерба не из своего кармана, расслабляет водителя.

Эти дыры в созданной системе приводят к ее дестабилизации, и статистика убытков страховщиков оказывается на много хуже, чем ожидалось при расчете тарифов. Ведь заложенный механизм частичной компенсации убытков последующими повышенными премиями не работает.

И может последствия и не были такими катастрофическими, если бы проблемы были только с законом ОСАГО. Коррупция в системе ГИБДД и школ автовождения, позволяющая купить водительские права любому без получения каких-либо знаний, приводит к появлению на наших дорогах массы неадекватных водителей, что в сочетании с их уверенностью в своей безнаказанности превращает их в настоящую бомбу. Но даже те, кто получил водительское удостоверение, по-честному сдав все экзамены, зачастую не могут правильно действовать в дорожной ситуации по причине нехватки опыта. Частично этот недостаток должны компенсировать повышающие коэффициенты для молодых водителей, но главный метод борьбы – это увеличение количества часов практического вождения с инструктором. Сегодня многие новички попадают в реальное городское движение, уже получив водительские удостоверения. А учились они на автодромах и удаленных участках с иной степенью движения. Увеличение практической составляющей обучения обсуждается уже давно, еще в 2007 году планировалось продлить срок обучения до 6 месяцев в основном за счет занятий по вождению. Увы, до сих пор получить доступ к рулю можно в минимальные сроки.

В числе декларируемых комплексных мер в сфере борьбы за сокращение числа ДТП был также пересмотр системы штрафов за различные нарушения ПДД. При этом официальная статистика в какой-то момент показала, что количество аварий сократилось. Скорее всего, это была первая шоковая реакция на внесенные изменения. В дальнейшем пойманные на превышении скорости автолюбители стали лишь больше тратиться на откуп от «бдительного» инспектора ГИБДД.

Не так давно в прессе снова обсуждались изменения, вносимые в ПДД в отношении приоритетности поведения пешеходов. Планируется предоставить им право пересекать проезжую часть не только по пешеходным переходам, но в любом другом месте, и во всех случаях обязать водителей уступать им дорогу. Эти меры в сочетании со снижением максимальной разрешенной скорости в черте города до 50 км/ч. позволят, по мнению экспертов, снизить смертность пешеходов на дорогах. На сколько это может улучшить ситуацию, если изменения все-таки будут приняты, покажет время. Но, как автовладелец, скажу, что, на мой взгляд, решение проблемы с освещенностью многих нецентральных улиц городов было бы куда более действенно мерой, чем изменения ПДД. А уж если бы и дороги отремонтировать, чтоб не приходилось водителям прокладывать сложный фарватер среди ям и ухабов, то статистика аварийности, а значит, и человеческих жертв на российских дорогах не замедлила бы улучшиться. Тогда, возможно бы, не приходилось нам все время слушать о тотальной убыточности ОСАГО и постоянной необходимости увеличения страховых тарифов. Источник: www.o-strahovanie.ru