СТРАХОВАНИЕ

Главная -> Cтатьи -> Ответственность туроператоров: большие деньги – большие страхи

Ответственность туроператоров: большие деньги – большие страхи

Ответственность туроператоров: большие деньги – большие страхи

В этом туристическом сезоне туроператорам пришлось пережить увеличение страховых лимитов по страхованию ответственности за качество своих услуг. На фоне падения продаж туров для многих это решение далось с трудом. Кто-то осилил дострахование в нужных объемах, кто-то переориентировался на другое направление, отказавшись от выездного туризма, около 400 операторов и вовсе ушли с рынка: кто-то насовсем, а кто-то перешел в разряд турагентов.

Говорит ли это об улучшении качества работы в сфере туризма? Гарантирует ли это российским путешественникам более качественные услуги от ведущих компаний? В определенной степени – да. Крупные туроператоры, закрепившие свои позиции на рынке имеют больше возможностей для организации отдыха, как в России, так и за ее пределами, предоставляя туристу полный комплекс услуг и всесторонней поддержки.

Увеличенные страховые суммы позволяют также гарантировать всем пострадавшим туристам в случае финансовых проблем туроператора компенсацию убытков. В свою очередь, увеличение ответственности привели к росту поступлений в кассы страховщиков. Однако страховые компании не спешат радоваться этому денежному потоку.

Не случайно на протяжении всего действия обязательного страхования ответственности туроператоров, страховое сообщество пытается выработать единые принципы поведения в рамках этого направления. Выработан пакет документов, которого придерживается основная масса страховщиков, рассчитан рекомендованный тариф, однако он не носит строго обязательный характер. Поэтому в жесткой борьбе за клиента страховщики часто идут на недобросовестную конкуренцию и демпинг.

Просьбы об ужесточении контроля со стороны страхнадзора пока остаются без ответа, поскольку ФССН не видит необходимости в обособленном контроле, мотивируя отказ малой долей поступлений по страхованию ответственности туроператоров в общем объеме страхования в России. Поэтому пока Всероссийский Союз Страховщиков, не имея существенных рычагов воздействия, пытается бороться с проблемами демпинга. При этом официальные заявления всех страховщиков всегда осуждают чрезмерное снижение тарифов, угрожающее финансовой стабильности и гарантированности выплат. Но если все против, то кто же этот демпинг осуществляет?

Но даже не взаимные трения по поводу тарифов вызывают наибольшие опасения страхового и туристического сообщества. И тех и других настораживают ситуации с умышленным банкротством туроператовров. Нашумевшие в этом сезоне банкротства компаний «Детур» и «Аватур» бросают тень и на работников туристического рынка, и создают проблемы для страховых компаний, которые, осуществляя выплаты по максимуму, сталкиваются с пикетами туристов недовольных суммами компенсаций. При этом в нехватке денег для компенсации ущербов люди винят страховщика, осаждая его офис с плакатами, и полностью забывают про туроператора, которого уже и не найдешь.

Увеличенные страховые суммы, по мнению многих представителей страхового дела, могут способствовать увеличению размаха мошенничества: туры продали, деньги получили, обанкротились, а по счетам пусть платит страховщик. И никаких регрессов к виновникам не предусмотрено. Даже в ситуации видимого умысла правоохранительные органы не проявляют активности для привлечения виновных к ответственности, а без решения суда страховая компания не вправе предъявлять кому-либо претензии. Вызывают также нарекания вопросы отнесения туроператора себя к той или иной группе с соответствующим лимитом ответственности, а также возможность легко перейти из разряда туроператора в турагенты.

И последний камень преткновения на ниве страхования ответственности перед туристами – это поведение турагентов в цепочке предоставления услуг. Законом никак не оговорено взаимодействие туроператора с агентом, что часто вносит неразбериху в вопросы взаимодействия туриста с разными службами и в урегулирование убытков в том числе. Исправит эту ситуацию могли бы стандартизированные формы агентских соглашений и обязанность агентства четко доносить до туриста информацию о туроператоре и его страховщике. Источник: www.o-strahovanie.ru