За последние пару месяцев два крупных иностранных страховщика заявили о своем
уходе с российского рынка. Российские дочерние компании группы Fortis – «Фортис» и
«Фортис жизнь страхование», проработав почти 3 года, стремительно прекращают
работу. Руководство группы сочло дальнейшее присутствие на российском рынке
бесперспективным в обозримом будущем. И, несмотря на определенные достижения,
Fortis предпочитает потратиться на расторжение действующих договоров с клиентами,
чем искать покупателя на этот портфель.
Не оправдались также амбициозные планы по построению собственной агентской сети
голландской ING Group, дочерняя компания страхования жизни которой работала в России
с 2007 года. Еще в начале 2009 года «ING страхование жизни» активно открывала
филиалы, а руководство группы сообщало о намерениях инвестировать до 220 млн. евро
в течение ближайших восьми лет. После цифры трансформировались в 130 млн. евро на
пятилетний срок. В результате, потратив в 2009 году около 50 млн. евро на развитие, с 16
сентября компания закрывает филиалы в С-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Уфе,
Казани, Тюмени, Волгограде, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Н.Новгороде.
Большинство этих филиалов проработало меньше года.
Являются ли эти уходы началом всеобщей эвакуации иностранцев из России под
влиянием мирового кризиса? Бушующий кризис значительно снизил уровень жизни
россиян, и по оценкам экспертов, надолго отодвинул ожидавшийся бум страхования жизни.
А именно этим видом страхования преимущественно и занимаются иностранные компании
в России, именно этот сегмент представляется самым лакомым куском нашего
страхового поля.
Но осваивать российский страховой рынок в состоянии только сильные компании. При
всей привлекательности российского рынка риски работы здесь пока еще высоки, прежде
всего, из-за несовершенного законодательства и низкой степени востребованности
населением услуг страхования в целом и долгосрочного страхования жизни в частности. И
то, и другое, требуют колоссальных инвестиций для преодоления. И все же есть
иностранные компании, которые прочно прижились на нашей почве и не собираются
сворачивать свой бизнес в России – это структуры Allianz, AIG, ZURICH.
Об уверенности иностранных страховщиков в своем успешном будущем на рынке России
говорит и тот факт, что, несмотря на экономический кризис «Райффайзен Жизнь»
совместно с «Райффайзенбанк» предлагает россиянам новые накопительные страховые
программы, ссылаясь на повышенный интерес к инвестиционным инструментам среди
держаталей кредитных карт банка. Видимо определенный сегмент потребителей сохранил
свою платежеспособность и интерес к накоплению, и у группы Райффайзен имеется
выход на этих потребителей.
Да и другие европейские страховщики с интересом рассматривают вопросы вхождения на
наш рынок через приобретение уже существующих компаний. В отличие от создания новых
филиалов с нуля, приобретение готового бизнеса сегодня более предпочтительный
вариант, поскольку на фоне мировых финансовых проблем можно купить активы готовой
компании с наработанным портфелем за сравнительно небольшие деньги. И именно этот
шанс, предоставленный кризисом, планируют использовать с выгодой для себя
страховщики из Швейцарии и Германии, о чем упомянул в своем интервью глава
ФССН.
Поэтому отечественные страховщики воспринимают уход двух иностранцев не как
паническое бегство из бесперспективного региона, а как нормальное управленческое
решение владельцев, основанное на собственной экономической стратегии развития
бизнеса.
Источник: www.o-strahovanie.ru