На протяжении последних лет государство весьма перманентно проявляло интерес к
вопросам страхования, и в большинстве случаев обсуждения вращались вокруг
наболевшей темы ОСАГО. Исключением стали два закона о страховании ответственности
туроператоров и строительных организаций. И то, можно сказать, что они были приняты
по случаю, вне системного подхода.
Осень 2009 года ознаменовалась коренным изменением в формате общения
государства и страхового сообщества, чему не могли не порадоваться страховщики.
Созданный под председательством министра финансов А.Кудрина межведомственный
совет по страхованию провел уже несколько регулярных встреч с представителями
страховых компаний, их профессиональных объединений и руководителями страхнадзора.
Новый формат общения позволил страховщикам напрямую подробно поведать о самых
наболевших вопросах, о белых пятнах в законодательстве, которые нужно срочно
закрывать.
Одним из первых озвученных вопросов, конечно, стала проблема скорейшего принятия
закона о страховании опасных производственных объектов. События этого лета (авария
на СШГЭС и трагедия на авиасалоне МАКС) наглядно продемонстрировали его
необходимость и значимость, как для населения, так и для государственного бюджета.
Не меньшую опасность для государственных расходов, по мнению страховщиков,
представляют недобросовестные страховщики, занижающие тарифы при страховании
ответственности по госконтрактам. В этом году госконтракты стали спасительным кругом
для многих хозяйствующих субъектов, как в страховой отрасли, так и во многих других.
Демпинг в этой сфере абсолютно неприемлем, на что страховщики просили обратить
внимание надзорных органов и представителей ФАС и разработать четкие критерии
допуска компаний к этому виду страхования.
Не обошлось, конечно, и без вопросов ОСАГО. В ответ на просьбу об увеличении
базовой страховой ставки на 20-30% (она не менялась с начала проекта ОСАГО в 2003
г.), страховщикам было предложено представить свои расчеты в МинФин с обоснованием
целесообразности. Конечно, за эти годы инфляция в разы увеличила стоимомть
запчастей, ремонта да и самих автомобилей, что негативно сказывается на страховой
статистике. Хотя надеяться на скорое согласие МинФина с подобным скачком цены
полисов ОСАГО, я думаю, не приходится.
Но в другом вопросе ОСАГО МинФин и
страховщики почти достигли соглашения. Речь идет об окончательном подписании
соглашения о прямом урегулировании убытков. С марта 2009 г. процедура начала
осуществляться по так называемому поэтапному вхождению: возможность урегулировать
убыток в своей компании получили лишь те, кто приобрел полис после 01.03.09. В
результате весной лишь малая доля ДТП могла завершиться прямым урегулированием, а
рост обращений проходил этапами, что позволило страховщикам отработать процедуру
взаимозачетов через единый расчетный центр РСА.
Однако вопросы налогообложения, возникающие при таком методе урегулирования
убытков, так и не были отражены в законодательстве. Теперь страховщики готовы
удовлетворить требования МинФина о распространении системы европейского протокола
на все полисы, вне зависимости от даты их заключения, в обмен на изменения в
Налоговом Кодексе относительно учета сумм, передаваемых на резервные счета РСА
для обеспечения взаимозачетов. Как скоро разрешится этот вопрос, покажет
время.
Но в целом страховщики остались довольны работой совета, возможность быть
услышанными в высших эшелонах власти. Появилась надежда на конструктивную работу.
Страховщики уверены, что регулярные встречи на высшем уровне позволят совместными
усилиями проводить эффективную политику в области страхования на основании четко
выработанной стратегии развития рынка.
Источник: www.o-strahovanie.ru